Большинство верующих осталось в УПЦ”, – архиепископ Варсонофий.

– С чем Вы столкнулись в, по сути, обезглавленной на то время Винницкой епархии, когда бывший архиерей УПЦ Симеон отказался выполнять свои обязанности. Вы вернулись на свою родину, и с чем Вы там столкнулись, что удивило в первую очередь?

– Ситуация в нашей Церкви уникальная –  у нас только один правящий архиерей перешел. Естественно, меня назначили не просто на пустое место, а на место, где человек сопротивляется моей миссии как архиерею. Он подал в суд, чтобы запретить меня там регистрировать, забрал епархию, настраивает священников, чтобы они переходили в новую церковную структуру, которая признана раскольнической.

Эта ситуация только рассорила и внесла очень много сумятицы как в жизнь общества, так и в церковную жизнь. Ситуация непростая, но лучше, чем я ожидал.

– Много ли Вас поддержало клириков и простых верующих?

Много. Если мы возьмем священнослужителей, а их было 264 в Винницкой епархии, то с бывшим митрополитом Симеоном перешло 17. Это вместе с диаконами, которые были в кафедральном соборе. Поэтому это небольшой процент. Большинство истинно верующих людей остались.

– Многие путают веру и политику, но вместе с тем, очевидно, где духовность, а где нет.  Даже светским человеком чувствуется духовность, которая есть в Церкви, но нет в ПЦУ.

В первую очередь, это неподготовленность людей и наша недоработка как священнослужителей. Это поверхностное понимание Церкви, формализм, когда приходят в церковь свечку поставить, но церковных правил и канонов знать не хотят.  Естественно, когда по телевидению началась пропаганда, а люди не ориентируются и вводятся в заблуждение, то некоторые этой пропаганде поддаются.

Никто же не смотрит, что написано в Томосе, что будет еще большая зависимость. Люди сами не могут почитать, а аналитики, которые выходят на рейтинговых каналах – они заказные и рекламируют эту новую церковную структуру. Какая сейчас картина реальности?  В селах не религиозная община проголосовала, а территориальная – те люди, которые не ходят в храм. Захваченные храмы сейчас или пустые, или просто закрыты на замки – такова картина сейчас в нашей епархии.

– Как Вы думаете, сторонникам ПЦУ какая вера больше подходит? Может они могли бы пошатнуться в веру в какой-то национализм?

Это даже не шутка – здесь есть доля истины. Есть уклон в национализм и, мне кажется, будет сползание в протестантизм. В первую очередь это люди (сторонники ПЦУ), которые не ходили в храм. Они провозглашают празднование по новому стилю, все православные обряды они хотят убрать. Через какое-то время они могут перейти в протестантизм.

– Какого Вы мнения о лидерах ПЦУ, например, о Епифании?

-В первую очередь, Епифаний не имеет епископской благодати. Все Поместные церкви задают вопрос Константинополю: “Как вы можете признать их сан, если у них нет цепочки апостольской преемственности?”

Во-вторых, хотел бы сказать, что у них нет единства внутри –  у них раздоры, которые мы видим на “синоде”. Если бы власть этого не поддерживала, оно бы распалось – они бы разругались. Если говорить о личных качествах Епифания, то я его особо не знаю, не читал, не смотрел.

– А с бывшим митрополитом Симеоном Вы выходили на связь лично, что-то предлагали, чтобы утихомирить этот раскол?

Я встречался сразу же после назначения, думал забрать документы, печати. Долго мы общались. С одной стороны, он говорит: давайте по-мирному. Я говорю, если по-мирному, то вы поступаете нехорошо – забрали епархию, кафедральный собор, здание епархиального управления. Если вы хотите по-мирному, то оставляйте себе Собор, но отдайте здание епархиального управления. Раз хотите по-мирному, то давайте как-то пополам делиться. В итоге – никакого ответа не последовало. По поводу возвращения в УПЦ он сказал, что это его окончательный выбор.

– Какова, по-Вашему, перспектива у бывшего митрополита Симеона в этой организации?

Он участник раскола. Это, естественно, для вечности и души очень страшная перспектива. Хотя он оправдывается, что он за Украину. Но есть же канонические правила!  Естественно, у него была цель возглавить ПЦУ, но на сегодня у него такой перспективы не видно. Он остался в Виннице, его там поддерживают немногие Поэтому о каких-то перспективах я не могу сказать, я их не вижу. Это не важно, потому что надо подумать о душе и о вечности. К этому его собратья как раз сейчас . тоже призывают.

– Как Вы думаете, предстоящие политические перемены в Украине, в первую очередь выборы президента как-то существенно повлияют на кризис в нашей религиозной ситуации?

Мы, к сожалению, теряем души людей, они разочаровываются, видя, как батюшки “дерутся” за храм. Вот так картинка выглядит. Это их провоцирует, они приходят срезать замки. В этой ситуации однозначно виноват тот, кто срезает замки, кто нападает и провоцирует эту ситуацию. Кто-то ведь ее провоцирует? Я за круглыми столами озвучиваю – давайте законными методами!

Это надо решать между собой – собраться, поговорить, а не налетать и срезать замки. Однозначно, политические перемены каким-то образом повлияют, но процессы, которые запущены, не так просто будет остановить.

Оригинал: https://vesti-ukr.com/strana/330838-bolshinstvo-verujushchikh-ostalos-v-upts-episkop-varsonofij

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Перейти до панелі інструментів